Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад является новым, ещё неизвестным пространством, с новыми отношениями.
В каком возрасте отдавать кроху в сад? Как подготовить его заранее? Что делать, чтобы адаптация в детском саду прошла менее болезненно? Эти и ещё куча вопросов волнует практически каждого родителя.
Детские психологи выделяют два типа готовности:
1) Готовность по характеру;
2) Готовность по темпераменту;
Определяем готовность ребенка по характеру
В зависимости от того, как ребенок овладевает новой информацией, выделяют 4 основных типа характера: оратор, деятель, зритель, и слушатель.
Ребенок-оратор
Дети такого типа познают мир по средством общения. Они много говорят и родителям иногда кажется, что их малыш не замолкает ни на минуту. Ребенок легко поддерживает разговор с кем угодно, отвечая на любые вопросы. Этот тип детей нуждается в постоянных слушателях и легко их находят. У них есть своя точка зрения по любому поводу.
Ребенок-деятель
Ребенок такого типа много двигается ,постоянно занят делом и во время разговора активно жестикулирует .Ребенок обгоняет своих сверстников в физическом развитии ,зато отстаёт в тех областях ,где требуется терпение и усидчивость. Ребенок этого темперамента уже в 1,5-2 года может легко переносить адаптацию.
Ребенок-зритель
Ребенок усваивает информацию при помощи зрения. Он очень внимателен и замечает даже самую малейшую деталь. Он любит рассматривать картинки, книжки, любит смотреть телевизор. К 3-м годам у детей такого типа появляется интерес к сверстникам.
Ребенок-слушатель
Его основной канал восприятия – слух. Он очень любит слушать песенки, сказки, рассказы ,любит играть с музыкальными игрушками .Дети этого типа несколько позже своих сверстников начинают говорить .Они впитывают информацию подобно губке, а потом удивляют родителей правильно построенной речью. Ребенок- слушатель обладает хорошей памятью и обширным словарным запасом. Ему интересно слушать не только взрослых, но и сверстников.
Определяем готовность ребенка к детскому саду по его темпераменту.
Определить темперамент ребенка можно по мимике, подвижности, манере общения, скорости его мышления. Как известно, существует 4 наиболее распространенных типа темперамента: флегматик, меланхолик, сангвиник и холерик.
Ребенок-флегматик
Ребенок спокойный, сдержанный и рассудительный. Умеет играть один, редко закатывает истерики родителями и проявляет любопытство и инициативу. Любит спокойные игры и предпочитает оставаться в тени. Ребенок – флегматик – подарок для родителей. Ребенок такого типа долго адаптируется, но открыто эмоции не проявляет. Детям такого типа в принципе без разницы, где находиться - в саду или дома.
Ребёнок-сангвиник
Это прирождённый лидер и заводила. Сангвиники легко адаптируются в любой ситуации и быстро находят друзей. Они не злопамятны и быстро прощают обиды. Он проявляет интерес ко всему, что его окружает. С самого рождения этот тип детей нуждается в общении. Как только ребенок сангвиник замечает , что вокруг него дети, ему тут же хочется пообщаться с ними. Чем раньше Вы отдадите малыша в садик, тем будет лучше.
Ребенок-меланхолик
Всегда пессимист. Замкнутый, нерешительный и очень мнительный ребенок. Не любит нововведений, часто ноет, хнычет, либо кричит во весь голос. Чтобы сделать выбор и привыкнуть к переменам ему требуется определенное время. Меланхолик не нуждается в детском коллективе. Но! Избегать детского сада и сидеть дома до школы не стоит. Он должен получить опыт общения с воспитателями и сверстниками, оторваться от маминой юбки.
Ребенок - холерик
Ребёнок подобного типа легко возбудим и долго не может успокоиться. Он любит работать на публику, любит баловаться, озорничать, предпочитает шумные игры и постоянно нуждается в зрителях. Дети этого типа достаточно быстро схватывают информацию и также быстро её забывают. Часто провоцируют конфликт с взрослыми и сверстниками, а любую информацию воспринимают в штыки. Самый оптимальный возраст, в котором ему легче будет адаптироваться в садике - 3 года. В этом возрасте он уже знаком с определенными нормами поведения и может отвечать за свои поступки.
Психологическая подготовка
Приблизительно за месяц , а то и раньше, можно начинать подготавливать ребёнка морально –рассказать про то, что такое детский сад,, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него , чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно нет перестараться- не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.
Ещё один совет - до начала посещения садика приобщать ребенка к совместным играм, побольше гулять на детской площадке, приглашать гостей и самим ездить к друзьям. К тому же, почаще нужно отлучаться от ребенка, чтобы он привыкал к тому ,что мама и папа могут уйти по делам , но через какое-то время обязательно вернутся, и это не должно вызывать у него особых потрясений.
К детсадовскому режиму необходимо подготовиться также заблаговременно – обычно детей приводят к 8-9 утра, а забирают в 6 вечера, тихий час – с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра , поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.Кэтому времени ребёнок «созреет» и быстро уснёт.
В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребёнка более чем на 2-3 часа .Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саде. Рекомендации психологов следующие – около недели забирать ребенка из садика до дневного сна, далее (при нормальном состоянии ребёнка)около недели- сразу после полдника , а уже потом можно оставлять ребенка на дневную прогулку. Как правило, в первые дни дети устают как психологически ,так и физически, поэтому при возможности хорошо устраивать « разгрузочные от садика» дни- один-два дня в неделю оставаться с ним дома.
Еда в детском саду
Вопреки распространенному мнению, о том что пища там невкусная и малопривлекательная, смеем заметить, что это не так. Рацион питания в детских садах просчитывается до мельчайших деталей – в нём присутствуют фрукты, овощи, злаки, мясо или рыба, молочные продукты и т.д. В том, что многие дети отказываются есть детсадовскую еду – вина отчасти их родителей, которые « приучили» их к новомодным сладким йогуртам, хлопьями и прочими изысками.
Поэтому совет родителям простой – приучайте детей к обычной и здоровой еде – супам, кашам, салатам и т.д. – и тогда проблем с едой в садике не будет. Вот только нередко встречаются дети, не отличающиеся хорошим аппетитом с рождения. Здесь главное поговорить с воспитателем и объяснить ситуацию, чтобы он ни в коем случае не заставлял ребенка кушать – это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к детскому саду, а также ко всем воспитателям.
Практические советы
1.Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны .Плохо если придется слишком часто менять садики Лучше если ребенок посещает всё время один и тот же детский сад.
2.Не отдавайте ребёнка в садик только по тому ,что у вас родился еще один ребенок, даже если это облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует ,что в доме появился непрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как своё изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного .Поэтому если вы , ожидая ребёнка, всё же решите отдать старшего в детский сад , сделайте это заранее, до появления малыша.
3.Заблаговременно укрепляйте иммунитет – путём закаливания, оздоровления, плавания и принятия витаминов.
4.Приучать ребенка к самообслуживанию родителям также надо до того как он пойдет в детский сад. Хорошо если малыш будет самостоятельно кушать, хотя бы частично одеваться – раздеваться и ,конечно ходить на горшок .Одевать ребёнка в садик нужно по принципу не « последних тенденций в моде» а удобства и комфорта. По опыту родителей ,самой практичной одеждой являются колготы, лёгкие футболки или рубашки, сандалии на липучках. С собой обязательно нужно давать запасной комплект одежды в случае « непредвиденных обстоятельств». Для тех детей, кто ещё не слишком хорошо освоил горшок, необходимо оставлять памперсы (как правило, они используются во время прогулок и сна).
5.Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие – либо игрушки, чтобы он не почувствовал атмосферу «казённого дома».
6.Прощание с малышом – трогательный момент. Обычно именно в это время ребёнок начинает капризничать, держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит , рыдает и устраивает истерики. Не стоит насильно тащить сопротивляющегося кроху в группу с гневными словами в его адрес(такое поведение со стороны мам встречается), но и оттягивать момент расставания тоже не следует. Нужно спокойно поцеловать малыша , помахать ему рукой и «передать» в надёжные руки воспитателя( если он сам отказывается идти).Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.
Каким бы ни был хорошим детский сад, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью!